|
Человек давно понял, что строительство дорог необходимо для ускорения его передвижение и облегчения торговых отношений с соседями. Первые дороги появились еще в Месопотамии, потом на Крите, в Хетском царстве, Ассирии империи Ахаменидов, но наиболее известны, конечно, римские дороги. За время существования Римской империи было построено дорог общей протяжностью около 300 тыс. км. Некоторые из них существуют и сегодня. Основные черты римских дорог: ширина 3,5 метра и пятислойность дорожного покрытия характерны и для современного дорожного строительства.
Сегодня строительство дорог не менее актуально, чем в древности, хотя основная часть обжитой людьми суши уже опутана дорожной паутиной. Приоритет в строительстве новых путей сообщения, безусловно, принадлежит автомобильным дорогам, так как автотранспорт сейчас является основным способом передвижения и транспортировки разнообразных грузов. Автомобильная дорога состоит из дорожной одежды и земляного полотна. Дорожная одежда компонуется из нескольких слоев: основания и покрытия. Основание – это подготовленная почва, покрытая сверху каменистым материалом, песком или грунтом с вяжущими компонентами. Покрытия, зависимо от конструкции, делят на капитальные (цементобетонные и асфальтобетонные); облегченные (из холодного асфальтобетон, из гравийных и щебеночных материалов, с вяжущими веществами, и др.); переходные (шлаковые, щебеночные, гравийные, из грунтов, с добавлением вяжущих материалов и др.); низшие (грунтовые, с добавлением местных материалов с целью улучшения покрытия).
На магистральных дорогах преобладает асфальтобетонное покрытие, так как оно прочное, долговечное (износоустойчивость не превышает 1,5 мм в год), легко ремонтируется, и главное имеет высокие транспортно-эксплуатационные показатели. Асфальтобетонные покрытия требует серьезной подготовки почвы, большего количества техники и расходного материала. Для быстрого строительства постоянных и временных, в основном подъездных, автомобильных дорог, которые испытывают регулярную нагрузку от движения тяжелых грузовых автомобилей, а также для строительства аэропортов используют цементобетонное покрытие. Его устраивают на дороге в виде монолитной плиты, которая поделена на участки швами расширения, или как сборное покрытие из заводских железобетонных плит. Жб дорожные плиты изготавливаются из различных марок тяжелого бетона с использованием как напряженной, так и ненапряженной арматуры. Существует несколько разновидностей дорожных плит: ПДП, ПАГ, ПДН и ПДГ. ПДП – наиболее часто используемая армированная плита, она рассчитана на нагрузку от 10 до 30 тонн и снабжена монтажными петлями. Несоблюдение допустимой нагрузки на протяжении длительного времени приводит к разрушению плиты. Потому если планируются нагрузки 40-50 тонн, то целесообразней класть ПАГ (аэродромные плиты), толщиной 14 см, 18 см, либо 20 см. Они изготовлены из тяжелого бетона марки м350 и усиленного арматурного каркаса, имеют гофрированную поверхность, что делает их более прочными. В регионе с рекордно низкими минусовыми температурами лучше использовать плиты ПДН с напряженной арматурой, которые могут выдерживать и высокую нагрузку, и сильные морозы. ПДГ-плиты также изготавливаются с использованием напряженной арматуры, но еще имеют гофрированную поверхность, что делает их особенно прочными. Этот вид плит незаменим в районах со сложными климатическими условиями, повышенной влажностью и высоким уровнем грунтовых вод.
Основными преимуществами сборного железобетонного покрытия являются: скорость и относительная простота прокладывания дороги; прочность и долговечность (ремонт раз в 30-40 лет при соблюдении технологии монтажа); хорошее сцепление колес тяжелого транспорта с поверхностью дороги даже при увлажненной поверхности; светлый цвет дороги делает движение ночью безопасней; более длительный строительный сезон; малый износ покрытия (не более 0,2 мм в год); возможность демонтажа дороги и повторного использования малоизношенных б/у плит без ущерба для качества.
Но есть также и ряд недостатков, которые сдерживают использование цементнобетонных покрытий в строительстве автомагистралей – это значительное количество швов на стыках плит, а также неровность поверхности. Если это монолитное цементнобетонное покрытие, то недостатком также является трудность ремонта, и невозможность открытия движения сразу же после устройства дороги.
Потому наиболее целесообразно использовать жб дорожные плиты для устройства временных подъездных дорог для тяжелой грузовой техники, а также как основу под асфальтобетонные покрытия на дорогах с интенсивным движением тяжелых машин.
Для того, чтобы дорога из железобетонных плит прослужила дольше стоит соблюдать технологию установки: для начала стоит подготовить место для будущей дороги (корыто) срезав верхний слой грунта при помощи бульдозера, грунт убрать с земляного полотна; потом засыпать образовавшееся «корыто» песком (лучше карьерным, а не речным, так как он лучше трамбуется) и равномерно распределить при помощи того же бульдозера, при необходимости выровнять вручную, высота слоя должна быть приметно 15-20 см; далее песок надо полить водой и утрамбовать (идеально виброкатком, но можно и виброплитой массой 100-150 кг, лучше в несколько приемов по 7-10 см.); ровность утрамбованной поверхность стоит проверить при помощи нивелира или веревочных маяков растянутых по уровню. На подготовленную поверхность автокраном кладут жб дорожные плиты. Если необходимая ширина будущей дороги 3,5 метра, то стоит укладывать две плиты шириной 175 см рядом, это очень распространенный и удобный вариант. Для того чтобы проверить плотность прилегания плиты к песчаной подушке стоит приподнять плиту и оценить отпечаток – плита должна полностью соприкасаться с основанием. Стыковые скобы сваривают между собой, чтобы плиты не расползались, а швы заливают на 2/3 бетоном и 1/3 битумно-полимерной мастикой – это обеспечит ровную и прочную поверхность.
Строительство из дорожных плит – это очень удобный способ быстрого создания прочных автомобильных дорог в местности, которая еще не обустроена для передвижения транспорта.
Все, что необходимо знать об устройстве бетонной плиты:
|