|
Современные сооружения не достигли бы такой высоты и прочности, если бы в них не использовались современные строительные материалы и технологии. К таким материалам, безусловно, стоит отнести железобетон. В сущности, железобетон представляет собой стальную арматуру, залитую бетоном. Однако именно это простое сочетание придает этому материалу прочность и долговечность.
Железобетонные изделия или сокращенно «жби» различаются по типу конструкций. Так сборные жб конструкции производятся на заводах, по конкретным размерам. Яркими примерами таких плит могут быть советские панельные дома, которые строились из жб плит. Стоимость жб плит была не высока, потому эти дома строились повсеместно. Монолитный железобетон используется на тех строительных объектах, где нет возможности заказывать жб блоки на заводе. На таких объектах стальная арматура прямо на строительной площадке заливается бетоном. Такие конструкции не имеют швов и стыков, а также имеют малый вес. В последнее время монолитное строительство стало очень популярным и практически все современные многоэтажки строятся именно так.
Сам по себе бетон копирует свойства камня и является, по сути, искусственно созданным камнем. Человечество с давних пор пыталось создать материал похожий на камень. Однако стоит отметить, что массовое использование железобетона началось лишь во второй половине 19 века. Толчком к появлению железобетона стало повсеместное использование в строительстве портландцемента. Однако не строителю суждено было стать изобретателем железобетона. Французский садовод Йозеф Монье торговал пальмами, выращенными в теплицах. Пальмы он пересаживал и отправлял по морю в Англию. При транспортировке часто деревянные кадки трескались и лопались. Таким образом, пальмы теряли товарный вид и к продаже готовы не были. Тогда Монье озаботился тем, чтобы сделать кадки для пальм как можно более крепкими. Популярный в то время портландцемент стал основным ингредиентом для новых кадок. Однако бочки из чистого бетона были крепкими, но не практичными, так как корни пальм со временем разрушали стены бочки. Тогда Монье решил укрепить бочки стальными вкладышами, создав каркас. Для красоты он замазал каркас цементом. Получившиеся бочки были на удивление прочными и долговечными. В 1867 году Монье получает патент на изобретение железобетона. Поняв, что изобретенный материал имеет очень широкий спектр применения, Монье получает патенты на железобетонные железнодорожные шпалы, а позднее на железобетонные мосты и перекрытия. Эра железобетона стартовала. Новый материал стремительно обретал популярность, и все больше архитекторов по всему миру начинало использовать железобетон в своих проектах. Одним из ярых сторонников использования железобетона был французский архитектор Франсуа Куанье. Он первым построил церковь из железобетона, а позднее издал знаменитую брошюру о применении бетона в строительном искусстве. В ней он обратил внимание на то, что как бетон, так и стальные составляющие внутри него играют важные роли, а также работают совместно. В соседней Англии на железобетон также обращают пристальное внимание. Так именно там был построен первый бетонный мост.
Большой вклад в развитие использования железобетона внес еще один французский архитектор Леон Фрейсине. Он первым начал строить мосты из железобетона с большими пролетами. Его сооружения имели пролеты около 180 м в длину, что было огромным расстоянием для того времени. Достигать этого у Фрейсине получалось за счет своего рационализаторского предложения: он предложил заранее растягивать стальные тросы, которые используются в железобетонных конструкциях. Такие растянутые элементы заливаются бетоном, а затем, когда бетон затвердевают, сила натяжения таких тросов передается бетону, и в итоге мы получаем очень прочную конструкцию. Так был изобретен предварительно напряженный железобетон, который и сейчас повсеместно используют при строительстве мостов с большими пролетами, высотных зданий, а также гермооболочек ядерных реакторов, то есть везде, где есть высокий уровень сейсмо- и взрывоопасности.
Первая мировая война внесла свои коррективы в использование железобетона. Так этот материал использовался при строительстве противолодочных заграждений в виде кессонов, а американское судно, построенное с использованием железобетона, пересекло Атлантический океан в 1919 году. Стоимость жб плит была не высока, потому во время Второй мировой войны англичане, которые опасались высадки немецких войск на свое побережье, построили несколько сотен защитных железобетонных дотов. Многие из них сохранились и до наших дней, что свидетельствует о прочности этого материала.
В послевоенное время потребность в строительстве возросла в разы. Европа начинала отстраивать разрушенные города, и тут железобетон пришелся как никогда кстати. Практически все выдающиеся архитекторы 20 века считали железобетон основным строительным материалом того времени. Целые города по всему миру возводились с использованием железобетона. В любом городе сейчас можно встретить множество зданий, в которых так или иначе использован железобетон, так как стоимость жб плит, как правило, на порядок ниже кирпича или других строительных материалов. Такой амбициозный проект, как строительство туннеля под Ла-Маншем также не мог обойтись без железобетона. Ведь стены тоннелей, пролегающие на такой глубине, несут огромную нагрузку. Потому они и выполнены из железобетона.
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что железобетон прочно вошел в нашу жизнь. Мы живем в зданиях, построенных с использованием этого материала, ездим по мостам, получаем электроэнергию от ГЭС, плотины которых построены из железобетона и т.д. Потому именно железобетон следует считать одним из самых важных изобретений 20 века.
Все, что необходимо знать о ЖБИ:
|